В Тулу за сертификатом (ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ «БИЗНЕС&ПАРТНЕР» г.Екатеринбург»)

Дружная команда ООО «Тульский центр управления качеством» рада поздравить с юбилеем и Днем металлурга своего надежного партнера ОАО «Тулачермет»!

Желаем предприятию как можно больше лояльных заказчиков, в высшей степени довольных и поставляемой продукцией, и общением с заводскими специалистами. Долговременное прибыльное развитие возможно
лишь при постоянном движении вперед. Пусть расширяется ваш ассортимент, растет уровень жизни и мотивация сотрудников, а руководству хватает сил, здоровья и бойцовского задора управлять созданным хозяйством
и строить грандиозные планы!
Мы со своей стороны всегда будем эти планы поддерживать, предлагая инновационные инструменты совершенствования бизнеса.
Татьяна ПАХОМЕНКОВА,
руководитель органа по сертификации систем менеджмента
ООО «Тульский центр управления качеством»

Сертификация систем менеджмента качества

О востребованности консалтинговых и сертификационных услуг, инновациях и импортозамещении в этой сфере рассказывает директор ООО «Тульский центр управления качеством», руководитель органа по сертификации систем менеджмента Татьяна ПАХОМЕНКОВА.

– Татьяна Евгеньевна, как влияют компании вашего профиля на эффективность экономики?
– Роль консалтинговых и сертификационных услуг особенно важна для небольших предприятий, которые, в противоположность гигантским холдингам, не могут позволить себе разработку собственных корпоративных стандартов. Чтобы вводить новые механизмы, инструменты управления, нужны высококвалифицированные специалисты, причем теоретики и практики одновременно. У нас они есть. Для малого и среднего бизнеса
любой внедряемый стандарт выступает как ретранслятор ценного международного опыта, проводник на пути развития. География наших сертификационных аудитов и семинаров довольно широка: Пермь, Ставрополь, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ульяновск, Пенза, Тверь, Калининград и другие города, так что можно сделать среднестатистический обзор. В последнее время хорошую динамику показывают компании из 100–250 сотрудников – таких заказчиков у нас около 150. Они занимаются машиностроением, выпуском тары и упаковки, компонентов для пищепрома, инновационной продукции в химии и строительстве. Зачастую являются участниками схем промышленной контрактации и активно используют инструменты ИСО. Система качества, эффективно интегрированная в процессы производства, управления, подготовки кадров, приносит 100%-ную отдачу. С другой стороны, малые предприятия пищевой отрасли, ИП приходится «подтягивать». Состояние производства, документации оставляет желать лучшего, собственники никогда не сталкивались с системными требованиями, а сейчас их обязывают вводить системы безопасности ХАССП по Техническому регламенту Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевых продуктов».
И наконец, во всех отраслях по уровню менеджмента, безусловно, лидируют крупные холдинговые структуры, знакомые с различными стандартами не один десяток лет, имеющие службу качества и компетентных внутренних аудиторов. С ними мы периодически дорабатываем требования под меняющиеся правила и нормы.
– Чем отличается ООО «Тульский центр управления качеством» от конкурентов?
– Наш конек – глубокое изучение специфики тех сегментов экономики, в которых аккредитован центр: пищевые, промышленные, медицинские предприятия, образовательные учреждения. У каждого клиента свои потребности и задачи, их нужно понимать. Поэтому, к примеру, эксперты-«пищевики» должны разбираться в отраслевой проблематике, нормативной базе, технологиях производства пищевых продуктов. Кроме прочего, этой группе заказчиков предлагаем сертификацию системы безопасности, основанной на принципах ХАССП, либо по требованиям ИСО 22000. Или возьмем крайне сложную сферу образования. Мы помогаем оптимизировать учебный процесс так, чтобы выпускники были максимально востребованы работодателями, за что колледжи и вузы нам очень благодарны.
Второй момент – в процессе аудита стараемся показать клиенту, как раскрыть потенциал компании. То есть видим взглядом со стороны потенциалы для улучшения различных аспектов деятельности предприятия. И всегда отражаем этот аспект в итоговых документах.
– А какими стандартами регламентируется деятельность самих органов сертификации?
– Тульский центр управления качеством имеет федеральную аккредитацию по международному стандарту ИСО МЭК 17021 – он определяет требования к органам, осуществля-ющим оценку систем менеджмента. Нас аккредитовывает и в дальнейшем курирует Федеральная служба по аккредитации, аттестовывает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): проверяют работу органа, оценивают правильность выдачи сертификатов. Раз в два года официальной комплексной проверке подвергаются внутренняя СМК, документация, делопроизводство, компетентность специалистов. Иными словами, нас держат
в тонусе, да мы и сами не хотим расслабляться.
– Насколько силен кадровый потенциал компании?

– Судите сами: опыт каждого из наших экспертов именно в системах менеджмента – более 15 лет, повышение ква-лификации обязательно ежегодно. Мы принципиально не распыляемся на другие направления, а лишь углубляем ком-петенции в выбранной нише. Штат компактен, но при необходимости привлекаем внештатных технических экспертов – их у нас около полусотни. Подготовку и стажировку персонала организуем в ведущих образовательных учреждениях Росстандарта, обмениваемся опытом с практикующими органами сертификации Австрии и Чехии. Налажено сотрудничество с различными НИИ, фондами, в том числе Российским гуманитарным научным фондом, Казанским федеральным университетом, то есть организациями с мощной исследовательской базой. В регулярных дискуссиях на актуальные темы рождаются оригинальные подходы к решению многих задач.
– То есть упор делаете на инновационность?
– Да, программы сугубо индивидуальны – как по сегментам, так и по заказчикам. Но главное, что они содержат 80% практики и лишь 20% теории. Конечно, такая программа дороже, но эффект существенно выше. К традиционным, формальным методам мы прибегаем лишь тогда, когда группу или весь коллектив нужно с нуля «загружать» базовыми знаниями. Наш центр использует принципы неформального образования: обучающий курс строится исходя из потребностей производства, конкретных работников на конкретных должностях. Как правило, мы выезжаем на объекты сами, ведь в родных стенах люди чувствуют себя более раскованно и комфортно, 
поэтому эффект возрастает в разы. Программы очень гибкие: например, сокращенная 16-часовая «выстреливает» четко в проблемные вопросы, а расширенная, объемом 40 часов, предполагает знакомство с СМК новичков.
–Разумеется, ваш стратегический клиент – завод «Тулачермет» – смог оценить этот подход по достоинству…
– Так же, как и мы ценим его целеустремленность и упорство. «Тулачермет» одним из первых в регионе внедрил СМК и поддерживает ее уже более десяти лет. Наш центр регулярно проводит подготовку и повышение квалификации аудиторов завода (они «тренируются» в тех подразделениях, которые потом будут проверять), раз в три–пять лет обучает высший менеджмент. Прогресс наблюдаем по всем параметрам: снижение количества сбоев, связанных с человеческим фактором, упорядочение механизма закупок. Мы уже разъяснили партнерам требования нового ИСО 9001 образца 2015 года – по сравнению с версией 2008 года упор сделан на риски, связанные с производством, персоналом и поставщиками. 

– Как строятся отношения с другими предприятиями металлургии?
– На Косогорском металлургическом заводе мы провели сертификацию СМК и комплексную подготовку всех специалистов среднего руководящего состава, обучили подразделения службы качества и внутреннего аудита Новолипецкого металлургического комбината. Сертифицировали отраслевые учебные заведения: Липецкий и Выксунский металлургические колледжи. Сертификация учебных заведений по ИСО 9001 гарантирует
соответствие выпускников требованиям работодателей: они умеют работать на современном оборудовании, мотивированы на самостоятельное генерирование идей, инициативны.
– Несколько слов о стратегических ориентирах.
– Помимо расширения географии, мы рассматриваем возможность импортозамещения – ведь услуги европейских аудиторов стали гораздо дороже, а наш центр не уступает им в компетентности. В ближайшее время планируем сертификацию систем ХАССП на ряде предприятий, причем речь идет о национальных российских сертификатах с возможностью их дальнейшего использования за рубежом. «Экспортные» планы касаются сертификации как промышленных предприятий, так и образовательных учреждений совместно с коллегами из Чехии. Надеюсь, геополитическая ситуация и особенности отечественного законодательства не помешают нам воплотить задуманное.

Публикация в деловом журнале «Бизнес&Партнер» г.Екатеринбург

Сертификация систем менеджмента качества