Система менеджмента качества создает лидеров (ЖУРНАЛ «НОВЫЙ БИЗНЕС»)

Татьяна Евгеньевна Пахоменкова,
директор ООО «Тульский центр управления качеством»,
руководитель органа по сертификации систем менеджмента качества

Чтобы успешно конкурировать на рынке продукции или услуг, организация сегодня должна отвечать двум условиям. Во-первых, в ней должны быть внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ИСО 9001 (ISO 9001) или межгосударственного стандарта ГОС ISO 9001-2011. А во-вторых, эта система должна быть сертифицирована. Такой сертификат – гарант того, что система качества организации соответствует международным требованиям стандарта ISO 9001, а организация-держатель сертификата находится под эффективным управлением и гарантирует выпуск качественной продукции или услуг.

Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время на рынке консалтинговых и сертификационных услуг царит хаос. Консалтинговые фирмы через интернет продают свои услуги в виде шаблонов документов системы менеджмента качества, на деле ничего общего не имеющих с реальной работой предприятия и ее системой управления. Со 100-процентной гарантией можно сказать, что купленные шаблоны никогда не принесут никаких улучшений в работе организации. То есть, это впустую выброшенные деньги.

Что же касается получения сертификатов, то тут ситуация еще интересней. Интернет буквально пестрит предложениями купить сертификат! Цена упала до невероятно низкой суммы в 5 000 рублей. В этой ситуации органы по сертификации, не имеющие аккредитации и не работающие по требованиям международных стандартов на сертификационные работы, могут продавать «фантики» под названием «Сертификат» «направо и налево». Их работу никто не контролирует.

Конечно же, грамотный руководитель никогда не купит бумагу под названием «сертификат» только потому, что он стоит очень дешево. Ведь руководитель понимает, что такой «сертификат» подорвет его репутацию надежного поставщика. Сегодня все больше предприятий идет по «правильному» пути и получают сертификат, который является доказательством соответствия системы менеджмента организации международным стандартам ведения бизнеса.

Успех организации, работающей в соответствии с международными требованиями ИСО 9001, во многом определяется лидирующей позицией руководства в системе менеджмента качества.

Что же такое лидерство в рамках СМК? Это не разделение функций планирования и исполнения, при которых руководители пишут планы, а затем заставляют своих подчиненных любыми путями их исполнять. В системе менеджмента качества лидерство руководства означает умение убедить подчиненных принять общие цели организации и каждого подразделения и делать все для их достижения. Руководитель должен проявить упорство и терпение в процессе достижения таких целей и поощрять к тому же подчиненных.

Соответственно, эффективный лидер:

  • Четко представляет цели своей организации.
  • Обладает силой воли, упорством, терпением и настойчивостью в достижении целей и готов любой ценой делать все, что необходимо для их воплощения в жизнь.
  • Умеет получить поддержку коллектива. Для этого нужно, чтобы поставленная цель была выигрышной для организации и приемлемой для сотрудников.
  • Должен показывать пример в достижении целей, делать больше, чем другие сотрудники – но не вмешиваться в те работы, которые члены коллектива могут сделать сами. Лидер действует тогда, когда другие сотрудники не справляются с чем-либо, ведет за собой в случае кризиса.
  • Никогда не должен приносить в жертву профессиональные интересы членов коллектива и приказывать им делать что-то каким-то образом.
  • Должен уметь дать правильный совет сотрудникам в нужное время.

Конечно, невозможно приобрести все эти качества одномоментно, но стремиться эффективно управлять организацией жизненно необходимо. Это способствует раскрытию индивидуальности сотрудников предприятия в попытках достичь общих целей, объединяет их и дает возможность равняться на своего лидера. Люди, которые привлекаются к решению общих задач, чувствуют себя очень счастливыми, если их мнения рассматриваются, обсуждаются и действительно внедряются! Это и есть коллективное творчество, инициатива с «мест», которая необходима в системе менеджмента качества по требованиям ИСО 9001.

Ведь результативно внедренная СМК – это эффективная «неравнодушная» сплоченная работа всего коллектива, нацеленная на постоянное улучшение качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Персонал, мотивированный на качество своей работы, чувствующий себя одной командой — это результат эффективного управления организацией настоящими лидерами, это залог результативно работающей системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001.