О водке насущной ( Тульский «Первый купажный завод»)

Тульский «Первый купажный завод», входящий в компанию «Русский алкоголь», стал одним из самых продвинутых предприятий области по управлению качеством производства. Директор завода Петр Шпаков рассказал, что под этим емким понятием скрывается большой комплекс мероприятий, направленных даже не на повышение качества выпускаемой продукции, поскольку выпускаемая водка превосходит требования ГОСТов, а на создание производства нового типа.

— Вы внедрили на заводе систему менеджмента качества ИСО-9001. Что это такое?


— Методологический инструмент, который позволяет контролировать работу предприятия во всех сферах. И не только в сфере технологий, что само по себе очень важно, но и во всем остальном. Это ново для нашего человека. Ведь раньше была одна задача: произвести качественный продукт, а как будет достигнута цель, большой роли не играло. Теперь же мы обращаем внимание на вещи, которыми раньше игнорировали. Потому что пришло понимание: в современном производстве нет мелочей. Качественным должен быть не только продукт, качественным должен быть труд. Но это и самое сложное: заставить людей, сформированных совсем другими традициями, работать внутри системы качества. Система ИСО требует, чтобы все действия работника были качественными. Пишет ли он служебную записку, получает ли товар, разгружает ли автотранспорт, приводит ли в порядок рабочее место. Даже разговоры между работниками и тем более взаимодействие между службами должны быть вписаны в качественную систему.
Методика предусматривает шесть базовых положений, которые должны выполняться каждым работником – от сантехника – до начальника спецслужбы. И надо сказать, ИСО – универсальное средство, которое можно адаптировать к условиям любого производства.
— Но что могут дать производству, например, качественные разговоры?
— Меняется психология работающего человека, он становится ответственным за свою работу – в широком смысле слова. Меняется его отношение вообще к предприятию. Каждый начинает чувствовать себя частью предприятия, если хотите, винтиком в производстве, и добросовестно выполняет те задачи, которые на него возложены. Такой работник наиболее ценен: он не теоретизирует, не мечется в поисках решений, он – работает. Итог налаживания такой системы – отсутствие авралов и неизменно высокий уровень продукции. Предприятие начинает работать подобно хорошо отлаженному часовому механизму.
— Наверное, непросто было внедрить методику?
— Самое сложное – перестроить психологию работников. На это уходят месяцы учебы. Но мы и сегодня продолжаем учиться – на предприятие приходят преподаватели из Тульского центра управления качеством. Самое трудное людям понять, что субъективным факторам в производстве не место.
— Как же наказываете?
— Снижением премии. Всем гарантируется оклад. И каждому премия – но при условии выполнения требований методики. Работник может быть наказан за то, что придет на работу в неопрятной или грязной спецодежде, которую не сдал вовремя в стирку. Или за то, что неправильно уложил инструмент при передаче рабочего места другой смене, или за то, что не протер пыль с оборудования. Это мелочи – но важные, из них складывается новая культура производства. И вот когда каждый начинает вписываться в эту культуру, завод застраховывается от сбоев, начинает работать по единому алгоритму. Что существенно, работники, которые привыкают к новым условиям труда, понимают, что система очень логична.
— А насколько велика необходимость внедрять методику?
— Современный рынок водочной продукции пресыщен чрезмерно. Производителей сегодня – сотни. Но я думаю, через некоторое время на рынке останутся только с десяток крупных игроков, подобных нашей компании «Русский алкоголь». Мы не жалеем денег на повышение качества и продукции, и производства. А качество – в самом широком смысле – остается единственным веским критерием в жесткой конкурентной борьбе. Ведь покупатель давно уже не берет абы что, он ориентируется на тех производителей, которым доверяет.
— Можно ли говорить о первых результатах?
— Можно. Водку «Калинов луг» мы выпускаем меньше двух лет, «Журавли» меньше года, новинку «Марусю» — только-только начали производить. Ни по одному виду продукции снижения еще не было. Кривая производства растет, и соответственно, растет потребление. Сегодня на предприятии работает 350 человек. В месяц выпускаем около 80 тысяч декалитров водки. Это в разы больше рекордов завода «Весна». Продукция расходится по всей России. Недавно начали поставки в страны ближнего зарубежья. А в новом году «Первый купажный» начнет поставлять водку в ряд западных стран. Но все это не предел. Компания поставила задачу перед заводом – увеличить выпуск продукции. Уже в декабре мы должны увеличить выпуск до 150 тысяч декалитров водки, почти три миллиона бутылок. Все это вызвано объективной необходимостью: продукция завода пользуется высоким спросом во всех регионах и повсеместно является дефицитом.