Организация улучшений в системе менеджмента качества. Методы повышения эффективности функционирования СМК (4-СМК)

Курс-практикум «Организация улучшений в системе менеджмента качества. Методы повышения эффективности функционирования СМК» проводится на базе нашего в течение 2-х дней. Участники курса должны быть знакомы с требованиями ИСО 9001 и документацией СМК своего предприятия. В этом случае эффективность от прохождения данного курса будет максимальной.

Этот курс мы организовали по многочисленным просьбам участников других наших семинаров, наших клиентов по сертификации систем менеджмента качества, тех предприятий, которые хотят использовать систему менеджмента качества для повышения производительности производства и повышения качества продукции, а не только для получения сертификата.

Очень часто руководители предприятий и организаций после внедрения системы управления качеством по ИСО 9001 и отраслевым стандартам не получают должного эффекта в повышении качества выпускаемой продукции. Документов становится больше, а проблемы с качеством продукции остаются.   Одной из основных причин этому является то, что разработанная документация СМК (процессы, СТО и прочее) применяется лишь на уровне высшего и среднего руководящего состава и слабо влияют (зачастую никак не влияет) на качество работы рабочих и служащих непосредственно в цехах и офисных подразделения.  

В большинстве случаев специалисты служб качества и ОТК просто мало знакомы с существующими методами управления качеством и не имеют достаточного опыта по их практическому применению. Из-за этого ограничиваются проведением внутренних аудитов на уровне процессов СМК и практически не проводят работы по внедрению методов управления качеством непосредственно на рабочих местах вместе с рабочими участков, смен, цехов и служащими офисов.

На курсе разбираются причины неэффективного функционирования системы менеджмента качества (по желанию на примере  предприятия-участника)

Данный практический  позволит устранить этот недостаток в знаниях и практике применения прикладных методов управления качеством у специалистов служб качества, ОТК, внутренних аудиторов, начальников подразделений, что   позволит им организовать работу по повышению качества продукции непосредственно на рабочих места в цехах и отделах с вовлечением самих рабочих и служащих и добиться реального повышения качества продукции, культуры производства и максимального экономического эффекта.   

Немаловажную роль играют психологические основы реализации проектов по внедрению и/или изменению , мотивация и вовлеченность сотрудников в процессы постоянного улучшения. Этому аспекту будет уделено особое внимание на данном практическом курсе.

На   курсе подробно разбираются новые пути и инструменты совершенствования системы менеджмента качества и повышению производительности труда, а также предоставляются лучшие практики, методики и разработки ,  которые действительно работают на предприятиях и приносят положительные результаты.

На практических занятиях, которые составляют не менее 50% времени, со слушателями разбираются  7 вариантов описания процесса, различные варианты документирования СМК,  интеграция в процессы новых инструментов Бережливого производства и управления качеством, предоставляются реальные примеры визуализации информации по управлению качеством на рабочих местах.

В программе курса:

  • Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества (СМК) на базе стандартов ИСО 9001 и 9004. Нормативная база для создания системы менеджмента качества. Стандарты ИСО серий 9000, 10000. Функции, ответственность и полномочия высшего руководства организации в СМК.
  • Разработка СМК на основе процессного подхода. Правила выделения процессов. Критерии управления и результативности процесса. Показатели эффективности.
  • Управление рисками. Методы менеджмента риска согласно ISO/IEC 31000.
  • Новые методы управления качеством. Диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, диаграмма сетевой график, диаграмма принятия решений (PDPC), матрица ценностей. Описание методов. Цели и правила применения каждого метода. Анализ полученной информации и формулирование выводов.
  • Управление затратами на качество для достижения устойчивого экономического эффекта. Обеспечение внедрения модели управления затратами: ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 10014, ГОСТ Р ИСО 9004, ГОСТ Р 52380.1, ГОСТ Р 52380.2. Интеграция модели учета затрат на качество во все процессы СМК, внедрение программы управления затратами. Формирование отчета по результативности и эффективности процесса СМК. Оценка полученных данных. Разработка предложений по улучшению процессов и снижению затрат на несоответствия.
  • Оценка эффекта от применения методов управления качеством. Методы расчёта традиционных показателей оценки уровня качества (CTQ), стоимости качества (CoQ), уровня дефектности (DPMO).
  • Управление качеством на основе бережливых технологий (LQM). Система защиты от ошибок. Программа «5 нулей» для рабочих. Философия Jidoka — автоматизация остановов. Метод QRQC — матрица быстрого реагирования на инциденты c качеством. Метод PPAP — пошаговый алгоритм применения метода согласования частей продукции с использованием FMEA-анализа и др.
  • Внутренний аудит и внешние проверки. Аудит как неотъемлемая часть управления предприятием. Система проверок на всех уровнях. Участие во внутренних проверках организации. Разработка и контроль выполнения корректирующих действий по итогам внешних проверок контролирующих органов, претензий и рекламаций к качеству продукции.

Практикум:

  • Разработка перечня необходимой документации СМК. Выделение и описание процессов. Варианты.
  • Разработка критериев управления и результативности процессов, показателей эффективности процессов. Элементы затрат на качество. Методика расчета потерь в денежном выражении. Примеры.
  • Построение контрольной карты. Расчёт верхней и нижней критических границ (ВКГ, НКГ) и предварительных границ контроля с использованием Excel.
  • Составление контрольных листков и журналов для производственных и офисных участков.
  • Деловая игра на многозадачность. Составление сетевого графика по реализации проекта, выравнивание ресурсов, расчёт оптимальных уровней страховых запасов и буферов.
  • Расчёт стоимости качества. Организация рабочего пространства. Какая визуальная информация для рабочего должна находиться на рабочем месте. Способы визуализации дефектов, инфостенды и стандартные операционные процедуры. Система 5С на рабочих местах. Процедура внедрения и оценка влияния на повышение уровня качества.
  • Примеры визуализации информации по управлению качеством на рабочих местах.
  • Примеры применения методов на различных предприятиях.
  • Деловая игра «Проведение пятиминутки по качеству на производственном участке».
  • Разработка контрольных листов проверок, чек-листов внутренних аудитов, планов контроля.

По окончании курса слушатели получат удостоверение о повышении квалификации